Меню сайта
  1. Программа наставничества МОУ ДО ЦДТ "Юность"

  2. Нормативные документы Презентация опыта
    Методические материалы Пул наставников
    Глоссарий Новости

Система наставничества

Внедрение системы наставничества в МОУ ДОУ ЦДТ "Юность" стартовало в 2020 году и проходило в 2 этапа. На 1 этапе в программу наставничества были включены молодые педагоги. В период с октября 2020 по август 2022 год программу прошли 3 молодых педагога, один из которых на 2 этапе внедрения сам стал наставником. С сентября 2022 года в программу наставничества в качестве наставляемых включены новые категории – "опытный педагог", "студент". В сентябре 2023 года к работе приступили 8 наставнических пар, в качестве наставников выступили представители администрации, опытные педагоги, молодой педагог. 

  • Реализуются "традиционная" и "реверсивная" модели наставничества.
  • Наставнические пары работают по направлениям: развитие компетенций ("цифровые" навыки, проектная деятельность, педагогические технологии,  организация массовых мероприятий), адаптация на рабочем месте, раскрытие профессионального потенциала педагогов. 
  • За период реализации программы 4 педагога – участника программы наставничества стали победителями и призерами конкурсов профессионального мастерства разного уровня. 6 педагогов представили свой опыт работы на муниципальном, региональном, международном уровнях.

Нормативные документы

Методология:

Федеральный уровень: 

Региональный уровень:

  • Приказ департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области»

Уровень образовательной организации

  • Положение о наставничестве в МОУ ДО ЦДТ "Юность"
  • Положение об оплате труда МОУ ДО ЦДТ "Юность" регламентирует меры стимулирования педагогических работников, включенных в систему наставничества
  • Приказ о формировании наставнических пар №13-02/233 от 08.10.2020г. / 2020-2021 учебный год.
    В программе наставничества участвуют: в качестве наставника – методист, Халилова Наталья Юрьевна, в качестве наставляемых – педагоги дополнительного образования – Савина Ирина Сергеевна, Смолина Наталья Александровна.
  • Приказ о формировании наставнических пар №13-02/224-1 от 13.09.2021г. / 2021-2022 учебный год
    В программе наставничества участвуют: в качестве наставника – методист, Халилова Наталья Юрьевна, в качестве наставляемых – педагоги дополнительного образования – Смолина Наталья Александровна, Кокошникова Полина Александровна. 
  • Приказ о формировании наставнических пар №13-02/273 от 12.10.2022г. / 2022-2023 учебный год.
    В программе наставничества в качестве наставников участвуют – методист Халилова Наталья Юрьевна, заведующая физкультурно-спортивным отделом Тюленева Юлия Владиславовна.
  • Приказ о формировании наставнических пар №13-02/186 от 30.08.2023г. / 2023-2024 учебный год. 
    В программе наставничества в качестве наставников участвуют – методист Халилова Наталья Юрьевна, заведующая физкультурно-спортивным отделом Тюленева Юлия Владиславовна, заведующая методическим отделом Халявина Юлия Владимировна, заведующая художественным отделом Осипова Екатерина Анатольевна, заведующая организационно-массовым отделом Павлова Анастасия Владимировна, педагог-психолог Чиркова Галина Владимировна, педагоги дополнительного образования – Румянцева Наталья Сергеевна, Смолина Наталья Александровна.

Методические материалы


Глоссарий

  • Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
  • Наставничество составная часть методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организацию работы с кадрами по итогам аттестации;  обучение при введении новых технологий и инноваций;  обмен опытом между членами педагогического коллектива
  • Система (целевая модель) наставничества подразумевает совместную деятельность наставляемого и наставника по планированию, реализации, оцениванию и коррекции персонализированной программы наставничества. 
  • Характерными особенностями системы наставничества является то, что она носит точечный, индивидуализированный и персонализированный характер, ориентирована на конкретного педагога и призвана решать в первую очередь его личностные, профессиональные и социальные проблемы, имеет гибкую структуру учета особенностей преодоления затруднений наставляемого и интенсивность решения тех или иных запросов (наставник и наставляемый самостоятельно решают, сколько времени потратить на изучение тех или иных вопросов и какая глубина их проработки нужна).
  • Наставник - участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
  • Наставляемый - участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
  • Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование).
  • Самопроектирование на основе желаемого образа самого себя в профессии должно стать наиболее перспективной технологией наставничества.

Новости

  • 15 декабря 2023 г. на Межрегиональной Ярмарке социально-педагогических инноваций (г. Ростов) методист Халилова Наталья Юрьевна и педагог-психолог Чиркова Галина Владимировна представили свой опыт наставнической деятельности в номинациях "Эффективные методические практики и формы наставничества, обеспечивающие непрерывный профессиональный рост педагога" и "Эффективные практики наставничества и помощи семье".
  • 27 октября 2023 г. на Городском фестивале "Методические кейсы в учреждении дополнительного образования" педагог-психолог Чиркова Галина Владимировна представила свой опыт наставнической деятельности в докладе "Инструменты педагога-психолога в наставнической паре "педагог-педагог".
  • 18 апреля 2023 г. состоялась церемония награждения победителей Десятого городского конкурса профессионального мастерства молодых педагогов «Педагогические надежды». Методист Халилова Наталья Юрьевна заняла 2 место в номинации "Педагог-наставник".
  • 29 марта 2023 года на Городском педагогическом форуме «Наставничество – эффективное средство профессионального развития» Заведующая физкультурно-спортивным отделом Тюленева Юлия Владиславовна представила опыт работы наставника в докладе «Модель наставничества «педагог дополнительного образования – студент».  Методист Халилова Наталья Юрьевна провела для участников форума мастер-класс «Самопроектирование в профессии: к результату за счет осознания целей и ресурсов».
  • 3 марта 2023 года методист Халилова Наталья Юрьевна представила опыт организации наставничества в докладе «Стратегии восполнения дефицита и раскрытия потенциала в сопровождении профессионального развития молодых педагогов» на Международном форуме «Евразийский образовательный диалог. Секция «Постдипломное сопровождение начинающих педагогов: модели закрепления в профессии».
  • 20 мая 2022 года педагог дополнительного образования Кокошникова Полина Александровна (наставник Халилова Наталья Юрьевна) представила свой опыт работы в выступлении «Практико-ориентированные методы обучения в формировании финансовой грамотности у детей с интеллектуальными нарушениями» на Фестивале успешных образовательных практик молодых педагогов.
  • 12 мая 2022 года Халилова Наталья Юрьевна и Смолина Наталья Александровна провели профессиональную нетворкинг-сессию для членов сообщества «Наставник 76.РФ» по теме «Самопроектирование: к результату за счёт осознания цели и ресурсов».
  • 22 апреля 2022 года состоялась церемония награждения участников Девятого городского конкурса профессионального мастерства молодых педагогов «Педагогические надежды». Педагог дополнительного образования Смолина Наталья Александровна (наставник Халилова Наталья Юрьевна) заняла 2 место в номинации «Педагог дополнительного образования».
  • 14 мая 2021 года состоялась церемония награждения участников Восьмого городского конкурса профессионального мастерства молодых педагогов «Педагогические надежды». Педагог дополнительного образования Савина Ирина Сергеевна (наставник Халилова Наталья Юрьевна) заняла 3 место в номинации «Педагог дополнительного образования».
  • В ноябре 2021 года наставническая пара Халилова Наталья Юрьевна и Смолина Наталья Александровна стали лауреатами 1 степени в региональном конкурсе наставников и молодых педагогов «Формула профессионального успеха» в номинации "Реализация традиционной модели наставничества", приказ ГАУ ДПО ЯО ИРО от 01.12.2021 № 01-03/210 "Об итогах проведения Конкурса".

Презентация опыта